Сергей Щукин: портрет дальновидного покровителя современного искусства

LVMH

·

Выставка Фонда Louis Vuitton «Шедевры нового искусства. Собрание С. И. Щукина», которая продлится до 20 февраля 2017 года, воздает дань уважения Сергею Щукину, одному из самых влиятельных меценатов XX века. Провидец-филантроп и активный защитник авангардного искусства одним из первых оценил высокий художественный потенциал кубофутуризма, супрематизма и конструктивизма.

Сергей Иванович Щукин родился в 1854 году и был третьим из десяти детей известного московского купца, сделавшего состояние на торговле текстилем. Став преемником отца, Сергей Щукин превратил семейную компанию «И. В. Щукин с сыновьями» в один из ведущих торговых домов Москвы. В поисках узорчатых тканей, пользовавшихся большой популярностью в России, он неоднократно совершал путешествия в Среднюю Азию и на Индийский полуостров. В 1884 году знаменитый предприниматель женился на Лидии Кореневой, и молодая семья поселилась в особняке, ранее принадлежавшем князьям Трубецким. Именно тогда С. И. Щукин и начал коллекционировать предметы живописи: он приобретал картины норвежских, немецких и английских художников, завел знакомство с известными галеристами, среди которых были Поль Дюран-Рюэль, Амбруаз Воллар и Берта Вейль.

С 1887 по 1907 год С. И. Щукин собрал впечатляющую коллекцию, в которую вошли 13 полотен Моне, включая «Завтрак на траве», восемь картин Сезанна, 16 произведений Гогена, относящихся к таитянскому периоду, четыре картины Ван Гога, три полотна кисти Ренуара, пять произведений Дега и множество других работ. Передовым и модернистским было не только само собрание С. И. Щукина, но и все устройство его галереи; например, картины Гогена он разместил вплотную друг к другу, превратив эту часть экспозиции в своеобразный иконостас. Вскоре поразительную коллекцию С. И. Щукина по достоинству оценили в интеллектуальных и авангардных кругах Москвы.

The Morozov Palace, 1937

В 1908 году С. И. Щукин открыл двери своей галереи для всех желающих познакомиться с коллекцией. Каждое воскресное утро в залах особняка собирались толпы любителей искусства, а художники-авангардисты рукоплескали новаторскому вкусу мецената. Именно коллекция С. И. Щукина во многом способствовала радикальному перевороту в русской живописи, породившему такие направления, как кубизм, супрематизм и конструктивизм. В том же 1908 году через своего друга Анри Матисса коллекционер познакомился с Пабло Пикассо и впоследствии приобрел почти 50 полотен испанского художника.

Революция 1917 года, положившая конец монархии, была с энтузиазмом встречена в творческих кругах Москвы. Прогрессивные художники провозгласили С. И. Щукина пророком нового времени, а его исключительную коллекцию – образцовым собранием наиболее радикальных произведений искусства современности. Однако уже в 1918 году судьба разлучила коллекционера и его коллекцию: большевики национализировали особняк С. И. Щукина, а его собрание картин объявили «народной собственностью».

Впоследствии дворец Трубецких стал первым в стране музеем новой западной живописи. Умер С. И. Щукин в Париже, в 1936 году. Спустя 12 лет после смерти мецената экспонаты его уникальной коллекции разделили между собой московский Пушкинский музей и ленинградский Эрмитаж.

Сегодня коллекция С. И. Щукина, вновь собранная воедино стараниями кураторов выставки, впервые экспонируется за пределами России, в парижском музее Фонда Louis Vuitton.