DOSSIER D’ACTUALITÉ

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

РЕСТАВРАЦИЯ ЛЕГЕНДАРНОГО БУТИКА

1780-2020. Вот уже 240 лет Дом Chaumet продолжает великое дело своего основателя, который однажды открыл бутик в Париже, на одной из самых известных в мире площадей – Вандомской. В честь годовщины, а также в рамках восстановительных работ великолепного особняка Бодара де Сент-Джеймс, Дом Chaumet полностью обновил свой флагманский бутик. Присоединяйтесь к визиту бутика.

ОКУНУТЬСЯ В ИСТОРИЮ

Считается, что Париж имеет две души – Людовика XIV и Наполеона. Также и Вандомская площадь вобрала в себя классицистическое наследие Короля-Солнце и ампир, расцветавший при Наполеоне. Между 1685 и 1699 годами, по рекомендации министра финансов маркиза де Лувуа, Людовик XIV принял решение построить открытую и вместе с тем защищенную архитектурой площадь в центре дореволюционного Парижа. Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар спроектировал восьмиугольную площадь 213 метров в длину и 124 метра в ширину. Украшавшая площадь архитектура была лаконичной и элегантной, подобно изысканной огранке изумруда со срезанными углами. По периметру площади архитектор желал построить 28 частных особняков, идеальные пропорции которых станут изысканным продолжением архитектурного пространства.

 

В 1777 году казначей французского флота Клод Бодар де Сент-Джеймс изъявил желание проживать в доме № 12, в апартаментах, откуда открывался превосходный вид на площадь. Для оформления его резиденции были приглашены лучшие мастера версальского двора. В 1779 году архитектор-новатор Франсуа-Жозеф Беланже, который также возвел Шато-де-Багатель, переосмыслил внутреннее убранство комнат, сделав его оживленным, не жертвуя роскошью и элегантностью. Работа по дереву выполнялась братьями Руссо. В честь владельца апартаментов они украсили двери изображениями морских раковин, якорей, трезубцев и дельфинов из чистого золота. Живописец Жан-Жак Лагрене Младший написал несколько морских пейзажей овальной формы, изображавших Нептуна и Океан. Резиденция, вскоре ставшая первым бутиком Chaumet, была готова вот-вот принять владельца, в ней царила энергия жизни и атмосфера изысканности, бессменно сопровождавшие Дом на протяжении веков.

© Chaumet

ПРИДВОРНЫЙ ЮВЕЛИР

В то же время, в 1780 году, Мари-Этьен Нито, ученик королевского ювелира Анж-Жозефа Обера, основал свой собственный ювелирный Дом, Chaumet, положив начало истории Дома, процветающего и два столетия спустя. Дом Chaumet пережил революцию, падение Старого режима и переворот 18 брюмера, после чего Наполеон предложил Дому создать украшения для своей коронации, включая имперский меч со знаменитым бриллиантом Golconde Regent. Кроме того, Наполеон заказывал у Chaumet изготовление многочисленных украшений для Жозефины, выражая ей тем самым свою любовь. Впоследствии Мари-Этьен Нито стал ее официальным ювелиром. В течение многих лет именно Chaumet имел честь изготавливать для нее как личные ювелирные изделия, так и более официальные, предназначавшиеся для церемоний. Украшения заключали в себе символы и любовные послания к Жозефине от Наполеона. Ювелирные шедевры воплощали многогранность женщины, страстно влюбленной и вместе с тем носившей столь высокий статус императрицы.

«ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО ПАРИЖА ПОЛУЧИЛО НОВОЕ РАЗВИТИЕ В НАЧАЛЕ 19 ВЕКА С ПРИХОДОМ К ВЛАСТИ НАПОЛЕОНА И КОРОНАЦИЕЙ ЖОЗЕФИНЫ», – РАССКАЗЫВАЕТ ДИРЕКТОР ПО НАСЛЕДИЮ CHAUMET КЛЭР ГАНЕ.

После победы в битве под Аустерлицем, в честь победившей армии, Наполеон принял решение возвести монументальную колонну, отлитую из 1250 пушек русских и пруссов, захваченных во время кампании 1805 года. Колонну высотой 40 метров также украшает бронзовый барельеф, изображающий великие победы императора. Вандомская площадь стала первой в мире, на которой были установлены газовые уличные фонари. В 1829 году они были зажжены впервые, и с этого момента Париж стали называть «Город огней».

 

В течение многих лет историю этого особенного особняка пополняли новые главы, делая ее лишь ярче. В 1848 году в особняке разместилось посольство Российской империи. В то же время, по приглашению Дельфины Потоцкой, здесь проживал Фредерик Шопен. Незадолго до своей кончины 17 октября 1849 года композитор исполнил мазурку в Большом салоне, который в 1927 году был внесен в список национального наследия Франции. В память о великом композиторе Пьер-Виктор Галлан расписал потолок, изобразив аллегорию на музыку в виде музы Эвтепры. Именно здесь в 1851 году поселилась молодая Евгения Монтихо. Она начала роман с будущим императором Наполеоном III, который жил в доме номер 6. Имперская чета выбрала Chaumet в качестве ювелирного дома, изготавливавшего для них ювелирные украшения, включая обручальные кольца, которые по сей день бережно хранятся в архивах Дома. Ювелирный Дом покинул особняк Грамо на Вандомской площади, 15, который семья Нино приобрела в 1811 году, и который с 1897 года становится знаменитым отелем «Риц», и занял дом на улице Ришелье, прежде чем в 1907 году окончательно основаться в особняке на Вандомской площади, 12 под руководством Жозефа Шоме.  Именно в этих роскошных и современных апартаментах он решил организовать бутик, мастерскую и фотолабораторию, чтобы иметь возможно сразу запечатлевать каждое изделие.

 

Особняк на Вандомской площади, 12 стал символом французского наследия, во всем мире известного своим сочетанием величия, роскоши, культуры и искусства жить.

© Chaumet
© Chaumet

ПАМЯТЬ О ВЕЛИКОМ НАСЛЕДИИ

Дом Chaumet отмечает 240 лет со дня основания, вот уже более двух столетий создавая историю и коллекции, каждая из которых воплощает дух современности и творчества. Какой подарок может быть лучше, чем реставрация особняка на Вандомской площади, 12? «Реставрация великолепных помещений особняка абсолютно необходима. Эта наша ответственность, если не сказать долг, поскольку нам выпала честь занимать столь уникальное пространство», – комментирует генеральный директор Chaumet Жан-Марк Мансвельт. «Каждый, кто участвовал в реставрации – от резчиков по камню, работавших над фасадом, до мастеров, занимавшихся интерьерами – внес невероятный вклад и помог вернуть зданию его роскошный облик. Ведь именно здесь сердце Chaumet, его истоки». Дизайн интерьеров был переосмыслен, однако, сохранил исконную функцию особняка – быть уникальной парижской резиденцией. Приглашаем вас во вдохновляющее путешествие в мир ювелирного искусства и великолепных интерьеров, украшенных роскошным золотом, деревом и камнем. «В Chaumet все наполнено страстью к своему делу», – замечает архитектор и дизайнер интерьеров Патрисия Гросдеманж, возглавляющая проект реставрации. «Страсть к ювелирному искусству Chaumet подобна страсти Наполеона к Жозефине. Эта вдохновляющая история любви. Мне нравятся места, история которых проникнута столь сильными эмоциями. Мой подход к реставрационному проекту подобен музыкальному произведению, где громкие пассажи сменяются тихими, и эта композиция становится новым взглядом на историю Дома».

Архитектора вдохновили тиары, являющиеся венцом ювелирного искусства Chaumet. Тиары сочетают в себе прочность конструкции с поэзией, легкостью и женственностью. Архитектор также черпает вдохновение в эпохе Людовика XVI, на чье правление пришелся расцвет французского декоративного искусства, получившего более изысканную и современную форму. В интерьерах присутствует великолепное сочетание материалов и цветов в оттенках бело-бежевого и королевского синего с вкраплениями серо-голубых и золотистых тонов. «Комнаты украшает изысканный антиквариат, – продолжает Патрисия Гросдеманж. – Он был выбран совместно со специалистом по антиквариату 18 века. Здесь нет ничего случайного, каждая деталь повествует об истории Chaumet». В Большом салоне, ныне известном как Салон Шопена, находится рояль Pleyel 1920 года. Он символизирует мой подход, в то же время напоминая о музыкальном гении выдающегося композитора, ведь именно здесь он сочинил свои последние произведения.

© Chaumet
© Chaumet

ЛИЧНОЕ И ОФИЦИАЛЬНОЕ

Ювелирные украшения – лучшее выражение чувств и неотъемлемая часть официальных церемоний, что учтено в обновленном дизайне особняка на Вандомской площади, 12. Коллекции Joséphine, Liens и Jardins представлены на первом этаже, декор которого выполнен из алебастра, колосьев пшеницы и золота. Интерьер с природными акцентами напоминает о личности Жозефины, которая никогда не покидала Дом. Величественная лестница уводит посетителей в более интимную атмосферу бутика. На пути к нему можно увидеть отрывки из страстных любовных писем Наполеона, выполненных в виде копии его рукописи: «Каждый день я просыпаюсь, и все мои мысли только о вас. Ваш образ и пьянящие воспоминания о прошлой ночи не дают мне покоя». Череда небольших салонов создает на первом этаже уютную атмосферу.  Будущие супруги приглашаются в Салон Мальмэзо, который представляет собой будуар в свадебном белом цвете, украшенный барельефом в виде романтичной тиары. Влюбленные могут выбрать самое важное кольцо в своей жизни, а будущие невесты – приехать с подругами, чтобы выбрать уникальное украшение, идеально сочетающееся с их свадебным платьем. Сбоку расположен альков с небольшим круглым окном, из которого открывается вид на скрытые от посторонних глаз сады. Стены покрыты пышной растительностью, отсылающей к богатым традициям французского садового искусства. Их оттеняют колосья пшеницы и лавровые ветви, навевая образ тайного сада. Залитый светом салон, украшенный уникальными предметами мебели, и комната, в которой Chaumet принимает особые заказы, подобны шкатулке для драгоценностей, спрятанной внутри другой шкатулки для драгоценностей. Панели на стенах выполнены в технике маркетри, что создает игру материалов и света: золотисто-медовые тона ржи оттеняются представленными драгоценными камнями.

 

Лестница, ведущая из салонов к Аркаде, воплощает поэтичную связь неба и земли. Листья дуба, прославляющие священное дерево, можно увидеть во многих изделиях Chaumet. На первом этаже посетителей ждет Аркада с совершенно иным оформлением. Интерьер в стиле 70-х годов напоминает об особенном периоде ювелирного искусства Chaumet: в этот период Дом отказался от условностей, перейдя к новаторскому стилю, который позволил парижским ювелирам привлечь внимание более молодых клиентов. Именно здесь в 1977 году была впервые представлена уже ставшая культовой коллекция Liens, воплотившая современный взгляд на ювелирные изделия.

© Chaumet

НАСЛЕДИЕ И СМЕЛЫЙ ВЗГЛЯД

Особняк на Вандомской площади, 12 хранит в своих стенах множество сокровищ. Величественная лестница, предназначенная для особых посетителей, ведет к салонам, где представлено уникальное наследие Chaumet. Посетителей встречает статуя Жозефины – точная копия расположенной в Версальском дворце белой мраморной скульптуры, которую Наполеон III заказал у Виталь-Дубре в память о своей бабушке. В окружении Наполеона, императрицы Жозефины и Марии Людовики Моденской, второй жены императора – хранителей наследия Chaumet, а также первых важных клиентов Дома – посетители продолжат визит через вестибюль, ведущий в Салон Шопена. Салон с 1927 года является памятником культурного наследия, он оформлен в морской тематике, напоминая о своем бывшем хозяине Клоде Бодаре де Сент-Джеймсе, построившем его в 18 веке. Роскошный рояль напоминает о временах, когда в этих комнатах проживал Фредерик Шопен.

 

Рядом расположен салон Диадем, посвященный изделиям, представляющим собой вершину наследия и мастерства Дома. 250 тиар из мельхиора украшают стены салона, продолжая служить источником вдохновения как для клиентов, так и для мастеров Дома.

«ОНИ РАССКАЗЫВАЮТ ОБ ИСТОРИИ ИСКУССТВА, О НОВАТОРСТВЕ CHAUMET, А ТАКЖЕ ОБ ИЗМЕНЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН», – РАССКАЗЫВАЕТ ДИРЕКТОР ПО НАСЛЕДИЮ CHAUMET КЛЭР ГАННЕ.

«Помимо исторических ювелирных изделий, коллекции Chaumet насчитывают около 500 моделей из сплава цинка, никеля и меди, а также более 60 000 рисунков гуашью и 300 000 фотографий. Кроме того, здесь есть книги отзывов и книги учета по драгоценным камням и жемчугу, которые документируют заказы прошлых веков». После прогулки по Кабинету портретов и Салону рисунков посетители попадают в Салон жемчуга. Салон, в котором долгое время располагалась мастерская по обработке жемчуга, стал выглядеть хуже в связи с длительным пренебрежительным отношением. Реставрация позволила вернуть помещению его первоначальную роль столовой. Эклектичный интерьер сочетает изделия из дерева времен Второй империи с ультрасовременными элементами, в том числе смелой отделкой в виде темно-синего лавра, покрывающей стены. «В этом заключена философия всего реставрационного проекта», – отмечает архитектор и руководительница реставрации Патрисия Гросдеманж. «Мы хотели вернуть возможность приема гостей и создать гармоничный союз между историей и инновациями».

© Chaumet

ТВОРЧЕСКИЙ ДУХ И ВЕРНОСТЬ ТРАДИЦИЯМ

На последнем этаже расположена мастерская, сердце творческого духа Chaumet и место, где уникальные навыки и опыт Дома в области Высокого ювелирного искусства передавались из поколения в поколение с 1780 года. Бенуа Веръюль, 13-й руководитель мастерской с момента основания Chaumet, наблюдает за работой 15 ювелиров, полировщиков и их учеников. От рисования гуашью и полировки до изготовления ювелирных изделий, инкрустации драгоценных камней и сборки – мастерство каждого шага ювелирного искусства передается из поколения в поколение, как и техническая виртуозность и уникальное творческое наследие.

В ЧЕСТЬ ВАЖНЫХ СОБЫТИЙ

В честь реставрации бутика на Вандомской площади, 12 и 240-летия Дома было создано две лимитированные коллекции. Trésors d’Ailleurs – это коллекция уникальных колец Высокого ювелирного искусства, яркая и строгая, украшенная деталями, которые свидетельствуют о непревзойденном уровне мастерства. Драгоценные и таинственные кольца выполнены в лучших традициях украшений, созданных для выражения самых сильных чувств. Их названия навевают воспоминания и кружат голову: романтическая Ориана, имперская Артемизия, изящная Айседора, восточная Шехеразада, таинственная Мадам Баттерфляй, японская Сакура, Цяньлун и графичная Леди Вэй.

 

Вторая коллекция, посвященная годовщине, представлена эксклюзивно в бутике Chaumet на Вандомской площади, 12. Эта коллекция двусторонних медальонов Légende включает в себя многочисленные орнаменты, выполненные из золота: гильошированные, скульптурные, гравированные, в сочетании с перламутром, лазуритом, малахитом и сердоликом… Все они отражают мастерство Дома в изготовлении камей и античных инталий. Культовое наследие великолепно выражено вневременными символами: колонной на Вандомской площади, буквой J, символизирующей Жозефину, легендарной тиарой, в которой лилия заигрывает с бабочкой, и императорским лавровым листом, украшенным фруктами. Chaumet продолжает писать историю великого Дома, сердце которого по-прежнему бьется на Вандомской площади, 12.

© Chaumet